Жуков и его перечень сталинских палачей

На вопросы «РГ/РБ» отвечает Андрей Жуков, создатель «Википедии Большого террора»

Андрей Николаевич Жуков не является профессиональным историком, но многие годы посвятил истории НКВД. Не так давно на сайте общества «Мемориал» появился его список под названием «Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935−1939»: www.nkvd.memo.ru. Появление списка вызвало в российском обществе неоднозначную реакцию, и его пришлось комментировать пресс-секретарю президента РФ. Задача, которую поставил перед собой А. Н. Жуков, – дать полный перечень лиц, кому в период с декабря 1935 г. по июнь 1939 г. были присвоены специальные звания в системе государственной безопасности. Основной целью была именно полнота перечня, а не подробность описания биографий отдельных персоналий. А. Н. Жуков – абсолютно закрытая фигура, поэтому в интернете нет практически никакой информации об этом интересном человеке. Нашему корреспонденту удалось не только его найти, но и попросить рассказать о себе и о знаменитом списке, наделавшем в русскоязычном сегменте интернета столько шума.

– Уважаемый Андрей Николаевич! При подготовке к нашей беседе я попытался найти о вас информацию в интернете, но мои попытки не увенчались успехом: такое ощущение, что там вообще ничего нет. Это случайность или вы просто не хотите «светиться»?

– Нет, почему же? Я даю информацию на форуме, посвящённом истории ВЧК-ОГПУ-НКВД, учредителем которого является Олег Борисович Мозохин. Вы можете зайти на этот форум и увидеть там уйму моих выступлений под ником «Андрей» по адресу: www.mozohin.ru.

– Но вашей официальной биографии я тем не менее не обнаружил…

– Я родился в декабре 1952 года в Москве, по национальности русский, но наполовину поляк. Моя мама полька, её родители были революционерами, а мой дед – членом ВКП(б) и, что самое странное и редкое событие, он не был репрессирован. Он работал в Наркомате внешней торговли, но вовремя что-то почуял, в 1936 году оттуда уволился и, образно говоря, «пошёл гулять по России», где только не работал, но уже не в Москве. Он сумел до начала Великой Отечественной войны остаться в живых, а во время неё был начальником медицинского поезда, затем на Западном фронте попал в окружение, но вышел оттуда. Это что касается материнской линии, а мой отец достаточно известный художник, художественный руководитель студии имени Грекова Николай Николаевич Жуков.

– Вы по образованию, как я понял, юрист?

– Да, в 1977 году я окончил юрфак МГУ, но в силу неожиданных обстоятельств я в медицинском плане «попал под нож», в результате чего сначала я получил инвалидность второй группы, а затем (о чём я и мечтал) инвалидность третьей группы, по которой я был освобождён от обязательного труда. Это мечта всех балбесов! (Смеётся).

– Вы стали «свободным художником»?

– Да, я занимался тем, чем хотел: по духу я коллекционер-филателист, большой любитель спорта, теннисист и футбольный болельщик, тут можно назвать массу всего. Среди этих увлечений была и привязанность к истории, которую я проявил уже с детства. С пяти лет я изучал энциклопедию Брокгауза и Эфрона, а потом это перешло несколько в другую форму…

– Когда и почему у вас появилась идея составить тот самый список, благодаря которому вы так прославились?

– Дело в том, что ещё в 1979 году мне в руки попалась «Советская историческая энциклопедия», и я обратил внимание на то, что там очень много военнослужащих с датой смерти 1937−1939 гг., а в большом количестве биографий значилась пометка «незаконно репрессирован», что по тем временам было большой редкостью. В те времена данная тема являлась достаточно закрытой, поэтому меня это очень заинтересовало: я стал интересоваться организацией НКВД, о которой на тот период никто толком ничего не знал. В 1991 году, когда уже исчез Советский Союз, а архивы были открыты, я познакомился с Никитой Петровым, Константином Скоркиным, выпустившими в 1998 году книгу-справочник, которая называется «Кто возглавлял НКВД с 1934 по 1941 гг.». Там я отвечал за награды, поэтому в книге указана и моя фамилия.

– Вам пришлось столкнуться с какими-то трудностями в процессе работы или благодаря тому, что архивы были открыты, а доступ стал свободным, особых проблем не возникало?

– Практически никаких сложностей не было, но, правда, были абсолютно необъяснимые моменты: в частности, есть один фонд, посвящённый приказам НКВД по наградам. Что там секретного или политического, понять невозможно, но тем не менее этот фонд до сих пор не открыт, так что подобные моменты всё равно существуют.

– В последнее время в России общество расколото по вопросу в отношении фигуры Сталина: если одни его считают эффективным менеджером, то другие – тираном и злодеем. Как вы полагаете, чем вызваны такие серьёзные разногласия по оценке его в истории?

– В подавляющем большинстве случаев те, кто говорят, что Сталин эффективный менеджер, просто не понимают всей сути, они не впитывают всю атмосферу того, что было. Вот отсюда у них и происходит всё так легко, а поставь их в то время на то место, то они бы заговорили совсем другим тоном, понимаете? Это просто незнайки и бесконечное количество людей, которые с лёгкостью говорят о том, к чему нужно относиться гораздо серьёзнее. Вообще, в нашем обществе, по всему миру после появления чуда – интернета, можно найти всякую отсебятину и прочие глупости. Вот моё мнение по этому поводу! Вот и всё!

– А на какую реакцию вы рассчитывали, публикуя свой список? Вы понимали, что это вызовет определённый взрыв в обществе?

– Нет, абсолютно не понимал, я вам больше скажу: я создавал этот справочник, по сути, для историков, имеющих интерес к вопросам, которые я поднял, а всё это приобрело какую-то политическую подоплёку, что, на мой взгляд, не предвещает ничего хорошего. Тут нужно быть крайне осторожным: нельзя всех стричь под одну гребёнку, это абсолютно непорядочно и неправильно. Например, в НКВД входило подразделение пожарной охраны, и руководители, в большей части, имели воинские звания, так что при оценке их деятельности нужно быть очень осторожным.

– Как вы отнеслись к критике того, что не все участники вашего списка были причастны к репрессиям?

– Мне кажется, что это связано с тем, что мой список был размещён на сайте общества «Мемориал», хотя и его сотрудники тоже говорят об этом, что нельзя всех стричь под одну гребёнку, поэтому тут нужна осторожность, ведь многие сотрудники НКВД сами были репрессированы, по моим данным – около 4000 человек. Всё дело в том, что этим занимается Главная военная прокуратура – организация вечных парадоксов. Она, в частности, реабилитировала некоторых лиц, и для меня загадка, как они до этого дошли. Был такой майор госбезопасности, один из руководителей пятого отдела по РККА, его руки в крови, и он по количеству крови уже давно должен был утопиться, но тем не менее Главная военная прокуратура его реабилитировала. Да, я согласен, что обвинения ему в том, что он английский шпион, конечно, бред сивой кобылы, но это не означает, что он должен был быть реабилитирован. С другой стороны, получается парадокс: был расстрелян ещё один майор госбезопасности, его арестовали в марте 1937 года. Вы чувствуете разницу? Он не участвовал в «большом терроре», но тем не менее до сих пор не реабилитирован. Где логика? Один господь Бог знает ответ на этот вопрос…

– В последнее время в России к обществу «Мемориал» отношение не очень хорошее в связи с тем, что его причислили к иностранным агентам. Возможно, это каким-то образом косвенно отразилось и на вас, ведь ваш список был размещён именно на сайте «Мемориала»?

– Меня это не очень беспокоит, но я вам уже говорил, что знаком с Никитой Петровым, благодаря «Мемориалу» я получил письмо-прошение на посещение государственного архива для изучения необходимых мне материалов. Я обладаю одним качеством характера –  всё идёт «псу под хвост», но тут мне поступило такое предложение – составить список. Однако вначале появился диск, он вышел в мае этого года, а уже потом он появился в СМИ. Естественно, я согласился, тем более что это по тематике связано с тем, чем занимается «Мемориал». Мне кажется, что к этому обществу появилось нездоровое отношение, но, насколько я знаю, Верховный суд РФ ещё не зарегистрировал его «кончину»!

– Ваш список был прокомментирован на самом верху: пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал эту информацию «чувствительной». Что он имел в виду?

– Это то же самое, о чём мы уже с вами говорили. Чувствительно, как я понимаю, то, что это можно ставить под различные углы зрения и нельзя относиться так, что в данном списке все палачи и т.д. Я уже говорил о том, что многие из состава списка сами увольнялись, часть из них не хотела участвовать в репрессиях, и я об этом прекрасно знаю, часть из них за эти же деяния была осуждена по статье 193а – за злоупотребление служебным положением, 1600 человек вообще расстреляли. У некоторых в связи с Великой Отечественной войной исполнение приговора было отсрочено, поэтому их отправили на фронт, и часть из них погибла. Конечно, это не означает, что раз человек погиб, то он невиновен, но тут следует различать подобные нюансы.

– В интернете вас уже успели окрестить «Википедией палачей», хотя вы преследовали благородную цель…

– Вы знаете, на мой взгляд, у нас общество какое-то больное: люди несут какую-то отсебятину, и я, честно говоря, просто на неё не обращаю никакого внимания. Что поделаешь с незнайками? Я к этому отношусь абсолютно спокойно – как к очередному бреду сивой кобылы, вот и всё, что я могу сказать по данному вопросу.

– У вас есть какие-то планы по расширению и переизданию вашего списка, который был ограничен 1939 годом?

– Вы знаете, в чём дело, если бы я знал, что этот список выйдет, то я его бы продолжил и до 1941 года, но в моём списке есть практически все люди: некоторые из них активно участвовали в репрессиях, а те лица, которым было присвоено звание после июля 1939 года, служили в НКВД, НКГБ, потом в МГБ. Фактически это уже не был «большой террор» 1937−1938 годов, поэтому они в этом не участвовали.

Беседовал Евгений Кудряц

Газета «Русская Германия №50, декабрь 2016 года

Добавить комментарий

