Аристарх Ливанов: «В искусстве очень трудно доказать свою правоту!»

Народный артист России Аристарх Ливанов родился 17 марта 1947 года в Киеве. В 1969 году окончил ЛГИТМиК. По распределению был направлен в Волгоградский ТЮЗ, некоторое время работал там, затем в Волгоградском драматическом театре и в нескольких театрах Ростова-на-Дону и Таганрога. С 1987 года – актёр МХАТа им. М. Горького. Накануне юбилея Аристарх Евгеньевич пообщался с нашим корреспондентом.

— Уважаемый Аристарх, начнём с Вашего необычного имени, которое в переводе с греческого означает немного – немало «Предводитель лучших». Почему родители дали Вам такое редкое имя?
— Есть три перевода моего имени: «Предводитель лучших», «Мудрейший из Старейших» и ещё что-то про военачальника. Дело в том, что 90% наших современных, я бы сказал, русских имён пришли к нам из Греции вместе с православной верой. Остальная часть – самая малая – еврейские имена, например, имя Иван, а ещё есть совсем немного славянских имён: Олег, Глеб, Ярослав, Святослав, Игорь, Владимир, Людмила и т.д. Ваше имя Евгений означает – благородный, а почему меня назвали Аристархом? Так получилось, что мой дедушка Аристарх Павлович – наша боль и гордость – носил это имя. Он был православным священником, его репрессировали и расстреляли в 1938 году, и в память об этом удивительном человеке – очень уважаемом и невинно убиенном – мои родители решили назвать меня именно так, подарив мне его имя. Я себя немного неловко чувствовал рядом со своими сверстниками Колями и Васями, потому что имя Аристарх – было трудно выговорить, поэтому меня звали Арик, что напоминало мне собачью кличку.
— Вы верите в теорию о том, что имя человека влияет на его характер и дальнейшую судьбу?
— Да, я разделяю эту теорию. Во всяком случае, эта история, которую я сейчас поведал, говорит о том, что нельзя относиться к этому просто. Всё-таки на мне лежит какая-то ответственность в том, что моё имя имеет такое происхождение в истории нашей семьи, и эта ответственность и формирует человека с детства, потому что история твоего рода тебя не отпускает, что очень хорошо, ведь когда человек живёт без такой оглядки на прошлое своей семьи и рода и вообще – своего народа, то в этом есть никому ненужная лёгкость, которую не нужно приветствовать. От неё никому лучше не становится, поэтому важнее, когда есть содержание – в каждом моменте и человеческом проявлении, и эта ответственность – и есть такое содержание, которое увеличивает значимость всего происходящего с тобой и вокруг тебя!
— В описании имени «Аристарх», которое я нашёл в Интернете, написано, что в старших классах школы он начинает учиться лучше и хочет стать лидером. Это так и было?
— У меня лидерские качества появились только тогда, когда я в 16 лет пошёл работать и руководить самодеятельностью, причём, о том, что они во мне присутствуют, я догадывался, но не был в этом уверен. И тут ничего не оставалось делать: я создал коллектив художественной самодеятельности, стал руководить и ставить спектакли, а в состав этого коллектива вошли ребятишки чуть-чуть младше меня. Если мне на тот момент исполнилось 16 лет, то им – по 11-12, и тогда я действительно вынужден был обнаружить в себе эти лидерские качества, а по своей природе я человек, который не распространяет и не тратит, а собирает и аккумулирует. Но когда наступает момент для реализации лидерских качеств, то они тут как тут: когда они нужны, тогда они и проявляются!
— У Вас уже в раннем детстве проявились актёрские способности?
— Могу сказать, что с пяти лет участвовал в спектаклях, и это был способ существования: родителям не хватало тех денег, которые они получали официально, что называлось зарплатой, и мы немножко подрабатывали, чтобы к чаю были конфеты. Мы проводили маленькие кукольные спектакли: «Колобок», «Петух и Лиса», «Теремок».
— Да, я знаю, что Ваши родители руководили кукольным кружком в Доме пионеров в Киеве…
— Нет, это произошло уже лет через десять, а тогда мне было пять лет, а не пятнадцать, и меня родители нещадно эксплуатировали. В каждой сказке не 3-4 персонажа, а гораздо больше, поэтому мне приходилось сразу играть несколько ролей: я был и Колобком, и Лисичкой, а если надо – и Лягушкой, и Петухом и т.д. и т.п., а у каждого персонажа – индивидуальный характер и свой голос и образ. Я в себе эти актёрские качества обнаружил уже тогда, когда ещё не имел права осознать: что же я делаю? Меня заставляли это делать родители, и я рано начал получать удовольствие от актёрской деятельности. А уже потом мама поняла, что нужно создавать детский коллектив и руководить им, ставить спектакли – это было её главным занятием, а позже к этому подключился отец, и возник и очень долго существовал «профессиональный» пионерский театр при Доме Пионеров. Он был лучшим коллективом в Киеве, с нами дружил Сергей Образцов (Сергей Владимирович Образцов – руководитель Московского Центрального театра кукол с 1931 по 1992 гг. Прим. автора) и неоднократно приезжал к нам, а мы – к нему в Москву – у нас с ним были серьёзные творческие связи. Когда я «очнулся», и мне исполнилось 14 лет, а затем – 15-16, то я понял, что с этой дороги мне уже не сойти. Когда я получил паспорт, то пошёл руководить самодеятельностью в Доме культуры, а уже после того, как и здесь было подтверждено моё право заниматься этим всерьёз, а мой театр занял первое место на областном конкурсе детских коллективов Киева и Киевской области, то я понял, что мне надо поступать в театральный институт! Вот и всё!
— Обычно абитуриенты едут покорять театральные ВУЗы Москвы, но Вы выбрали «Северную Пальмиру». Почему?
— Поэтому я и необычный и всегда выбирал необычный ход! (Смеётся). Одно дело – заниматься кукольным искусством, а другое – драматическим, но у меня был интерес – выйти на сцену. В Киеве существовал народный театр при Доме учёных, которым руководил не больше народный артист СССР и художественный руководитель театра русской драмы в Киеве Юрий Сергеевич Лавров – отец Кирилла Лаврова. Он сразу же после войны в освобождённом Киеве подружился с учёными, и при доме учёных существовал этот коллектив, который ставил Мольера, Шекспира, Шиллера, русскую классику, и им был необходим молодой герой, которого не смогли найти среди молодых учёных, т.к. никто из них не захотел выходить на сцену. Я уж не помню, каким образом они вышли на меня, но я был приглашён, начал репетировать Леандра в спектакле по пьесе Мольера «Лекарь поневоле» и стал молодым другом этого народного театра. Я там проработал два года, мы сблизились с Юрием Сергеевичем, и когда он узнал, что я буду поступать в местный театральный институт, для чего я углублял знания украинского языка, т.к. серьёзно готовился к поступлению (ведь преподавание там было только на украинском языке), то сказал мне: «Не делай глупостей, здесь тебя ничему хорошему не научат, тут – некому учить!». А я спрашиваю:
— Что делать?
— А езжай в Ленинград! Это – город твоего темперамента, и будет органично, если ты там появишься, там – замечательные педагоги.
Как раз по его совету я и поехал туда поступать и поступил! А потом, когда я приезжал в Киев, то докладывал ему о своих успехах, а позже мы как-то странно встретились просто на улице, причём это были съёмки моего первого фильма, и Юрий Сергеевич увидел, что идёт съёмочный процесс, а я играю главную роль. Он подошёл ко мне, и мы были совершенно счастливы, и Лавров-старший по праву считал меня своим учеником, а я его – своим учителем! Вот так я оказался питерским студентом…..
— После окончания ЛГИТМИКа Вы несколько лет по распределению проработали в Волгограде: сначала – в местном ТЮЗе, а затем – в драмтеатре. Вы не пытались «зацепиться» в Ленинграде?
— Для того, чтобы «зацепиться» в Ленинграде, надо было иметь другой характер. Я знаю многих людей, которые заключали «фиктивные браки», прописывались, доставали какие-то справки, где-то показывались. Я нигде не показывался, ни на ком фиктивно не женился. Я тогда уже был женат, но не на той, которая бы мне вместе со штампом в паспорте, подарила ещё и ленинградскую прописку! У меня не было таких мыслей, а педагог, у которого я заканчивал учёбу, сказал мне: «Езжайте в Волгоград, там открывается новый театр! Там будет много работы, а это означает – интересную жизнь!».
Мне это посоветовал человек, которому я очень доверял. Мы действительно были первыми артистами, приехавшими открывать новый театр. Я поехал в Волгоград, и до сих пор об этом не жалею! Я был первооткрывателем первого молодёжного и детского Волгоградского театра…

— 2017 год для Вас – юбилейный: 70 лет со дня рождения, 40 лет с того момента, что Вы живёте и работаете в Москве, и 30 лет службы в МХАТе имени Горького. А как встретила столица 30-ти летнего актёра и чему Вас научила работа на периферии?

— Когда меня позвали в театр имени Моссовета, то это уже стал мой седьмой театр, так что этот болезненный момент для меня был наработанным: переход из одного театрального коллектива – в другой. Во всяком случае, так получилось, что, например, в Ростове я одновременно работал в трёх театрах: в театре имени Горького я играл Григория Мелехова и получил за эту роль Государственную премию, в ТЮЗе продолжал играть то, что играл, а в Таганрогском театре имени Чехова я уже от разыгравшегося аппетита ухватился и впервые играл Астрова в чеховском «Дяде Ване». И один сезон я официально продержался в трёх театрах, каждый раз получая урок от недоброжелателей. Когда я был приглашён на роль Григория Мелехова, то в каждом втором актёре видел глаза Григория Мелехова: мы тут все – герои, а позвали какого-то пацана из Ростовского ТЮЗА, как будто мы сами не сможем с этим справиться! Когда меня пригласили на роль Астрова, то я тоже столкнулся с этим: а что, мы сами не можем? Оказалось, что – нет, потому что был нужен новый способ существования на сцене: не такой привычный для них и отличающийся от того, к которому они привыкли, а как раз он и необходим для чеховского героя!

Беседовал Евгений Кудряц

«Немецко-русский курьер», март-апрель 2017 года

Добавить комментарий

